Интерьеры и искусство XVIII-XIX веков: преображаем интерьер в стиле неоклассицизм, ампир и романтизм

Навигатор по главам: Глава 1Глава 2Глава 3Глава 4Глава 5Глава 6Глава 7, Глава 8

Дизайн интерьеров: в поисках вдохновения - сквозь время и историю. Глава 8.

Содержание:

Европейская культура отличается тем, что многократно в течение своей истории обращалась за источником вдохновения к античной культуре. Это происходило в период маргинальной античности, в Эпоху Ренессанса, о чем было подробно рассказано в одном из наших прошлых обзоров по искусству и оформлению интерьеров (см. Эпоху Ренессанса). После Возрождения, периода маньеризма, восхитительного барокко и рококо для XVIII века характерен новый виток переосмысления античных ценностей. К этому периоду относится три стиля: неоклассицизм, ампир и романтизм.  Сегодня мы вам расскажем, как преобразить интерьер с их помощью.

современная неоклассикаСовременная неоклассика

Новые веяния античной культуры в Европе: истоки неоклассицизма, ампира и романтизма

Европейская художественная культура многогранна и многолика, тем не менее, античная художественная традиция является системообразующей и многократно заимствованной. Именно по этой причине наши современники не имеют четких представлений, что же относится к классике и классическим интерьерам. Многие из наших клиентов считают роспись и фотообои в интерьере современным решением, между тем этот способ оформления пришел к нам из глубины веков, а именно из эпохи барокко и рококо, этому тоже была посвящена отдельная тема в дизайне помещений.

Ампир в интерьереАмпир в современном интерьере

После целого тысячелетия забвения классических художественных ценностей и культуры Римской Империи с подачи императора Константина, открывшего новую эру современной цивилизации, связанную с христианской религией, античные ценности пережили очередной рассвет в Эпоху Возрождения (фр. Renaissance). На этапе позднего ренессанса появляется стиль маньеризм, для которого характерен отказ от классических пропорций и их преднамеренное нарушение. За ним последовали театральные стили барокко и рококо,  основанные на свободной «игре» с классическими художественными инструментами.

В XVIII веке художники переосмысливали достижения предшественников, барокко подвергался резкой критике, в результате появилось художественное направление с уникальными признаками, которое известно под термином «неоклассицизм». Это явление было характерно для европейской культуры, начиная с середины XVIII века по XIX век.

Неоклассическая традиция: новейшая история античности в культуре Западной Европы

ридженси в гостиннойСтиль «ридженси» в гостиной (регетский стиль)

Неоклассицизм проявился не только в живописи, он подчинил себе музыку, литературу, особенно им прониклись производители мебели, когда в XVIII предметы интерьера стали доступны широким слоям населения. Образцы неоклассики дошли до наших дней в виде художественного текстиля, ювелирных изделий, художественной керамики и изысканного декора того периода.

бюргерский бидермайер в спальне

Бюргерский бидермайер в спальне

В течение своей истории характер неоклассицизма, в отличие от барокко (смотрите обзор об интерьерах в стиле барокко и рококо), довольно сильно изменился. В каждой стране художники придавали неоклассике свои черты. Так в Англии появился стиль «ридженси», во Франции – ампир, в Германии – бюргерский бидермайер, а также скандинавский «стиль Густава» и американский «скромный федеральный».

скандинавский стильИстоки скандинавского стиля уходят к периоду правления шведского короля Густава III

обои

Обои компании Zoffany серии Gustavus

шведская классикаШведская классика в духе Густава III

Развитию неоклассического стиля в XVIII веке способствовали раскопки, которые велись в Риме с 1770 года. Они проходили на довольно большой территории: от района Латерано (1779-1780) до виллы Квинтилиев на Аппиевой горе (1783-1785). Во это время археологи находят большое количество античных произведений искусства и множество разнообразных поделок.

Скромный федеральный стиль

Скромный федеральный стиль
Скромный федеральный стиль характерен и для современных федеральных интерьеров

Именно археологические находки становятся источником вдохновения для художников из Германии, Англии и Франции, которые лично хотят увидеть фигуры Аполлона, Лаокоона и Бельведерский торс. Именно эти скульптуры стали отправной точкой для основной идеи творчества Винкельмана, известной как «спокойное величие». Бельведерский торс становится прототипом для «Персея» Кановы (1797-1801).

Характерные черты неоклассицизма

Греческие мотивы в неоклассическом оформлении

Греческие мотивы в неоклассическом оформлении

Неоклассицизм развивался постепенно из недр рококо, также появился и последовавший за ним стиль романтизма. На своем раннем этапе появления стилистический язык неоклассицизма оформлялся постепенно. В неоклассике особое внимание уделялось эллинистическому этапу античности – греческой манере.

Дворец правительства в Триесте

Дворец правительства в Триесте

Королевский дворец Милана

Королевский дворец Милана (первые постройки датируются XII веком, в XVIII облицован декором в стиле барокко, в 1771-1778 гг. был перестроен в неоклассическом стиле архитектором Пьермарини)

На раннем этапе развития, который часто называют «битвой завитка геометрическим орнаментом», неоклассические художественные произведения еще сохраняют изысканное изящество рококо, в которые вносится симметрия. С каждым годом греческая манера все больше преобладает над изысканной роскошью предшествующего стиля. Это хорошо прослеживается и в русской художественной культуре, особенно ринальдиевском рококо.

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец в дворцово-неоклассической манере (А. Ринальди, К.В. Макулов, К.И. Бланк, Д. Кваренги, Ф. Кампорези)

Уже к середине XVIII века европейская знать, которая являлась основным заказчиком произведений искусства, пресыщается пышностью рококо. В художественной культуре начинается наблюдаться склонность к более функциональным и сдержанным мотивам – мастера стремятся к благородству и простоте, характерным для эллинизма.

Андреа Палладио, палаццо Кьерикатти

Андреа Палладио, палаццо Кьерикатти

Для стиля становится свойственна рациональность и утопия в образах, источником которых на тот момент стали вышедшие энциклопедические работы. Семантика неоклассического стиля состоит строится на контрасте изнеженной фривольности классики и рационализма, открывая перед человеком, по мнению художников, путь к нравственному и духовному возрождению.

Для архитектуры этого периода характерна безупречность пропорций и чистота форм. Яркими архитектурными объектами периода неоклассицизма являются работы Андре Палладио, который взял за основу классические архитектурные прототипы и создал свое современное видение классики, положившее основу многочисленным объектам, дошедших до наших дней.

вилла ла-Ротонда

вилла ла-Ротонда

вилла ла-Ротонда

Андреа Палладио, вилла ла-Ротонда

В тот период искусству придавалась воспитательная функция, прием был заимствован из Эпохи возрождения, когда архитектура как основной объект искусства воспитательным инструментом монархии. Уже в эпоху неоклассицизма назидательную силу искусству использовали будущие социалисты. Например, Дидро призывал «клеймить порок и делать привлекательной добродетель».

Иссаакиевскией собор

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (А. Ринальди – первоначальный проект, первый этаж, О. Монферран)

Ампир и его изобразительные основы

Стилистическую форму ампира во Франции создана благодаря сочетанию подходов, которые использовались в оформлении интерьеров. Вполне ожидаемо, что период Наполеона Бонапарта не мог быть сопоставлен с традиционным неоклассицизмом и быстро трансформировался в роскошный имперский стиль, основой которого стали эллинизм, античная нормативность, рационализм и декоративность.

Дворец Мальмезон

Столовая с мраморным полом, Дворец Мальмезон,

В интерьерах дворца уже хорошо прослеживаются элементы будущего модерна, но с выраженной декоративностью, характерной для рококо и барокко. Декоративность – это важное отличие ампира от общего направления неоклассицизма.

Спальня Жозефины

Спальня Жозефины, Дворец Мальмезон, декораторы Шарль Персье и Пьер Фонтен

В стиле гармонично сочетается театральность, орнаменты, мебель с золотой отделкой. При этом характерна симметрия и строгие эллинистические пропорции, придающие благородство. Ампир стал достойным продолжателем дворцовых традиций Франции, стиль несмотря на новые стандарты, остался роскошным, но приобрел рациональные формы. Опять же значительную роль в развитии стиля сыграла история Жозефины и Бонапарта, как и с рококо, родоначальницей этого направления считается фаворитка мадам де Помпадур.

Столовая с мраморным поломИнтерьеры ампир в Фонтенбло

Источником для вдохновения и орнаментов может стать ориентальный дизайн, который также основан на изобразительных традициях доисторических цивилизаций. Смотрите публикацию в нашем блоге на тему оформления помещений.

Интерьер ампир
Современная гостиная «Ампир»

Чувственность стиля романтизм

Для европейской культуры всегда была характерна чувственность и склонность к творческим экспериментам и театральности. В живописи в духе эпохи неоклассицизма преобладает сдержанная цветовая гамма, контрастирующая с нежными тонами, чувственностью и мягкостью фигур. Романтизм зародился во времена неоклассики, что хорошо угадывается в стилистике всех произведений искусства.

Рациональность неоклассики породила стремление художников преодолеть иррациональность. Оно выразилось в поиске «других миров» как альтернативы существующей реальности. Поздний период неоклассики в живописи восхищает не только фотографической четкостью, но и чистотой линий и изяществом рисунка. Романтизму свойственен глубокий психологизм, экзотика, свободная от эстетических норм и полная волнующей эротики.

Специфика романтизма хорошо проявляется в работах позднего неоклассицизма Жана-Огюста-Доминика Энгра, Франсуа Жерара, Жана Брока, Анн-Луи Жироде-Триозоне и других. Поздний период неоклассицизма часто относят к предромантизму, настолько сложно поставить грань между этими двумя стилями. Чувственность прослеживается у более поздних авторов как Теодор Жерико, Франсиско Гойя и Уильям Блейк, но уже с более выраженным реализмом. В этом периоде впервые появляется такое понятие как политическая живопись Тадео Цуккари и Эжена Делакруа.

Интерьеры от неоклассики до романтизма

4 черты неоклассического интерьера

Период романтизм, появившийся благодаря неоклассической традиции, становится заключительным перед появлением современного искусства. Эти стили соответствуют периоду Эпохи Просвещения и на уровне культурных ценностей демонстрируют постепенный переход к рациональным нормативам в искусстве.

Современная гостиная Ампир

Неоклассическая столовая с фото постером

Многие наши современники, говоря о классическом интерьере, подразумевают именно неоклассику, которая хорошо смотрится в любом помещении. Неоклассический интерьер имеет свои системообразующие черты, которые проявились в различных национальных оформительских направлениях. К ним можно отнести следующие признаки.

Неоклассическая столовая

Неоклассическое современное оформление

Основные черты неоклассицизма:

  • простота и благородство эллинистических форм;
  • контраст между роскошью и элегантной простотой;
  • для раннего этапа характерно сочетание стиля рококо и графически чистой греческой манеры с характерным изображением эмблем и орнаментов;
  • для более позднего периода свойственна рациональность, основанная на классических изобразительных нормах.

Неоклассика в интерьере

Фотообои в неоклассическом интерьере

Неоклассические фантазии: стиль ридженси, ампир, Густава и другие

При оформлении помещения обращайте внимание на особенности неоклассицизма, его многоликость и многогранность. Ваш интерьер может относиться к периоду раннего этапа, когда стиль еще был неотъемлемой частью барокко или рококо, для этого периода характерно использование настенной росписи, которую помогут имитировать наши фотообои под фреску.

спальня в стилистике ампир

Спальня в стилистике ампир

Это может быть французский ампир, английский «ридженси» или «стиль Густава» (к последнему стилю очень неожиданно, но абсолютно точно подойдут светлые фотообои Лофт из нашей коллекции). Каждое из этих направлений по праву относится к неоклассике. Можно изменить точку зрения и совместить стиль лофт с неоклассикой, получив богемный лофт. Как это сделать, смотрите также в нашем блоге.


Детская в стиле ампир

Детская в стилистике ампир

Чтобы было проще оформить интерьер в характерном стиле ампир, приведем также его признаки. Основные черты ампира:

  • греческая манера;
  • античная нормативность;
  • рационализм;
  • декоративность.

Романтизм: завершающий этап неоклассической европейской культуры

романтическая гостиная

Романтическая гостиная

Неоклассика стала базовой основой для появления романтизма, который вобрал в себя все лучшее, сделав его более чувственным. Романтизм впоследствии лег в основу английского викторианского стиля, который полюбился многим нашим читателем – своей классической проникновенностью и нежностью. Если вы решите оформить в нем детскую или спальню, для нее хорошо подойдут фотообои с цветами и орнаментом в тон к уже приобретенному текстилю. Чтобы это было легче сделать, определим и базовые черты романтизма.

романтическая спальня с ванной

Романтическая спальня с ванной

Основные черты стиля романтизм:

  • базовые эллинистические пропорции – простота и благородство линий;
  • чувственность;
  • характерное использование текстиля и драпировки;
  • мягкие благородные оттенки в сдержанной цветовой гамме, контрасты, где темные тона подчеркивают чувственность и мягкость светлых;
  • основывается на неоклассическом направлении.

В заключение отметим, что неотъемлемой частью неоклассицизма является функциональность предметов и  рационализм в оформлении интерьеров. Первым шагом к доминированию функциональности над визуальной формой стал именно неоклассицизм, романтизм выступил как его антогонист, в рамках которого художники пытались побороть иррациональность нового искусства. Между тем борьба оказалась не длительной и более рациональные промышленные продукты вскоре заменили предметы искусства. Искусство стало массовым продуктом, что стало поворотным этапом в развитии европейской цивилизации.

По этой же причине роспись стен, ранее доступная только избранным, сейчас может стать частью интерьера каждого человека. Предлагаем ознакомиться с нашей коллекцией, мы рады вам предложить классические фотообои для интерьера, подходящие ко всем перечисленным стилям. Также предлагаем наш обзор, посвященный дворцовым интерьерам Эпохи Возрождения, у нас имеется отдельная коллекция фотообоев.

 

 

Поделиться:

Подписка на рассылку