Дизайн интерьеров: в поисках вдохновения - сквозь время и историю. Глава 7.

Навигатор по главам: Глава 1, Глава 2Глава 3Глава 4Глава 5Глава 6, Глава 7Глава 8

За один шаг до современности: основные признаки интерьеров в стиле барокко и рококо

Современный интерьер преодолел длительную историю, прежде чем предстать перед нами в привычном виде. Наши современники часто обращаются за вдохновением к изящным художественным образам и формам, элегантным, сдержанным или роскошным интерьерам прошлого. Одними из таких любимых стилей дизайна являются барокко и рококо, несмотря на их нарочитую декоративность они восхищают идеальными пропорциями, царственной элегантностью и театральностью. Между тем – так было не всегда, эти стили подвергались резкой критике в период неоклассицизма.


Дворец ФонтенблоДворец Фонтенбло: между ренессансом и барокко


Именно об этих художественных стилях пойдет речь в нашем сегодняшнем рассказе – об их предыстории, периоде расцвета и заката. Мы также уделим внимание вопросу, как фотообои для гостиных и спален в стиле барокко и рококо помогут преобразить интерьер. Именно для эпохи барокко и рококо характерно богатое использование интерьерной росписи, которая вводит зрителя в прекрасное заблуждение, создавая вокруг него незримое театральное пространство.

Барокко и рококо: роскошный закат великолепной культуры


Этап позднего Возрождения связан с отказом от традиционных античных принципов архитектурно-художественных объектов и творческими экспериментами обласканных королевскими династиями и Ватиканом художниками и скульпторами. Италия, Франция и современная Бельгия и Нидерланды (Фландрия) стали колыбелью современной европейской культуры. Античность и строгость, даже приукрашенная, роскошными формами, в эпоху барокко и рококо уходит на второй план, становится своеобразной мизансценой к основному действию – проявлению свободы и творчества.


Жюль Лебетон
Жюль Лебретон, Галерея Франциска I, замок Фонтенбло, 1535-1540, Франция


Этому значительно поспособствовали художники эпохи Высокого Возрождения, Микеланджело Буонарроти и Рафаэль, заложившие своими творческими экспериментами фундамент маньеризму на прочном основании возрожденной античности. Сразу последовавшая за ренессансом эпоха барокко (ит. вычурный, странный, причудливый, с излишествами) отличается нарочитой театральностью и риторичностью. Художники были ничем не ограничены в их творчестве — основная задача состояла в создании грандиозного, роскошного и убедительного образа королевской власти и могущества государства.


Фрески в замке Фонтенбло
Фрески Франческо Приматиччо
Фрески Франческо Приматиччо в замке Фонтенбло, Франция


Еще в эпоху Высокого Возрождения существовавшие на тот момент две основные политические силы император Карл I Габсбург и французских король Франциск I увидели в искусстве возможность использования достижений культуры для возвеличивания королевской власти. Это выражалось в создании величественных резиденций, поражавших своим великолепием. Этот прием многократно применяемый Римской Империей и церковью стал инструментом в руках влиятельных европейских династий.


Россо Фьорентино
Россо Фьорентино, фреска «Королевский слон», Фонтенбло, 1533-1539, Франция


Для оформления Фонтенбло были привлечены итальянские художники Россо Фьорентино, Себастьяно Серлио и Приматиччо. Их творчество естественно имело выраженные черты маньеризма, хорошо сочетающегося со склонностью французов к натурализму и эклектике. К событиям, которые прекрасно отражают интерьерные идеи этого периода, нужно отнести изготовление гобеленов по эскизам Рафаэля в Брюсселе. Они выполняли роль репродукции и позволяли донести искусство до всех членов европейского сообщества, в том числе, не имевшим возможность приобщиться к итальянскому искусству.


Покои Анны АвстрийскойПокои Анны Австрийской, Фонтенбло, Франция

Гобелены ФонтенблоГобелены в Фонтенбло


В период барокко все больше ощущается мнение народа, европейские монархи и Ватикан стремятся не только возвеличить свою власть, но и придать правлению современные формы. Особое внимание уделяется экономическому развитию, причем в этом отношении искусство сыграло одну из ведущих ролей.

4 основных признаков художественного стиля барокко


Нужно отметить, что в разных уголках Европы великое Возрождение с разным успехом сдавало свои позиции. Во Франции несмотря на достаточно быстрый переход между ренессансом и барокко очень сложно уловить момент, когда же полностью художники отказались от преобладания античных канонов. Это происходило постепенно. Уже в оформлении замка Фонтенбло хорошо прослеживается ощущение театральности барокко, между тем интерьеры еще являются классическими для ренессанса с характерными признаками маньеризма.


Резиденция Градек-у-Неханиц
Резиденция Градек-у-Неханиц в духе эпохи Возрождения и позднеготического стиля, но с характерными театральными иллюзиями барокко, 1839-1857, Чехия


Барокко представляет собой уже «оформившийся» стиль, отличающийся не только конкретными признаками, но и демонстрирующий все достижения искусства того периода во всем своем величии. К основным признакам барокко относят:

  • преображение естественного объекта;
  • искажение классических пропорций;
  • эффекты расширения и сжатия пространства;
  • оптический обман.


Дворец Фарнезе
Дворец Фарнезе, КапраролаДворец Фарнезе, Италия
Микеланджело Буонарроти, Дворец Фарнезе, Капрарола, Италия, 1546


Для французского барокко характерно влияние эклектичных провинциальных течений, франкского стиля и натурализм. Для итальянского – стремлении в нарушении пропорций. Искусство также стремится быть ближе к народу. Монархи стараются донести до людей не только образ несокрушимой монархии, но и ее заботы о своем народе. Культура становится доступнее для простых людей, именно к этому периоду относят первые предметы декоративно-прикладного искусства, доступного широким массам.


Дворец Паригнано, Торино
Дворец Паригнано, Торино, 1679, Италия


Для периода барокко и рококо характерно использование росписи, а также шпалер и гобеленов, которые в некоторых домах стали альтернативой недоступным произведениям искусства. Этот инструмент проявляется и используется по-разному, с разным качеством исполнения. Именно роспись помогала визуально манипулировать зрителем вводить «архитектурные формы», которые отсутствовали в действительности. Это было свойственно для французского барокко. Ближе к востоку Европы преобладает итальянская традиция, что выразилось в архитектуре грандиозных сооружений.


Габриэль МонтаниГабриэль Монтани, Церковь Святого Чарльза, 1701, Вена


Оптическая иллюзия, создание настроения – именно этим функциям отдавалось особое предпочтение в выборе сюжетов по оформлению стен. Поздний ренессанс часто не имеет четких граней с барокко, хороший пример этому вилла Фарнезе в Риме, которую принято относить именно к барочной архитектуре. При этом характерное барокко сложно спутать с каким-то другим художественным стилем, что отлично понимаешь при виде фонтана Треви в Риме.


НиколоНиколо, Сальви, Фонтан Треви, Рим, 1732–1762, Италия


Барокко сохраняло свою незыблемую художественную основу в течение столетия, во многих странах оно просуществовало вплоть до XIX века. Этот стиль в представлении многие наших современников является классическим, между тем это не отвечает действительности, потому что барокко строится именно на нарушении классических принципов композиции и театральности сюжета.

Рококо: расцвет и падение европейских монархий


Именно барокко стал фундаментом для развития доступного народу художественно-декоративного направления, а именно – дизайна. Подобные вещи нельзя было отнести к предметам искусства, но они сохраняли аутентичные черты художественного объекта. Характерная мебель, предметы декора прекрасно вписались в более поздние оформительские направления и стали основой массового искусства, успешно противостоя рационализму и более поздним функциональным стилям.


Дворец Сан-Суси
Дворец Сан-СусиДворец Сан-Суси, 1745-1747, Потсдам


При этом барокко стал основой более позднего стиля, который был характерен именно для Франции. Роскошь и излишества рококо и его принцессы Марии-Антуанетты стали причиной падения французской монархии и последовавшим вслед за ними изменениями, которые назревали уже несколько столетий. Рококо, с одной стороны, называют блестящей интерпретацией барокко, с другой, искусство теряет риторическую форму и становится предметом эстетического наслаждения.


Винценцо БреннаВинценцо Бренна, Антонио Риналди, Ринальдиевское рококо в Гатчинском замке, 1790, Гатчина


К характерным признакам, которые отличают рококо от барокко, относят богатые растительные орнаменты и композиции – скульптурные, реалистичные, графические или художественные. Именно в рококо реализовалось стремление французов к естественному натурализму и «деревенской» эклектике, которые в наше время отлично проявляются в стиле прованс.


Замок НойшвайнтайнЭдуард Ридель, Замок Нойшвантайн, 1869, Германия

Как создать пышный и элегантный интерьер в стиле барокко


интерьер в стиле барокко

Современный интерьер в стиле барокко


Несмотря на свою пышность и излишества предметы интерьера и стиль барокко в целом очень органично смотрится в любом интерьере, если за основу взяты основные принципы, а не буквально средства выражения. Современные стили отлично сочетаются с роскошными формами мебели, характерной для эпохи барокко и рококо. Их функциональность становится риторикой и удачным фоном для максимальном символичной мебели, такие интерьеры основаны на игре контрастов, как в смысловом, так и оформительском виде.


Барочная спальняБарочная спальня


Рококо в современном интерьереРококо в современном интерьере

Театральные аппартаменты«Театральные» апартаменты


В понимании современников барокко и рококо воспринимаются как единый целостный оформительский стиль, заимствуются как способы и средства выражения, так и отдельные элементы интерьеров. Могут быть взяты за основу и принципы построения интерьера, то есть оптический обмен, иллюзорность или театральность. В результате можно получить совершенно разные по идее и воплощению интерьерные решения.


Франс СнейдерсФранс Снейдерс (1579-1657), Натюрморт с тарелкой фруктов

Жан Франц ван ДилЖан Франц ван Дил (1764-1840), Розы в стеклянной вазе


Жан Франц ван ДилЖан Франц ван Дил (1764-1840)


Например, источником для вдохновения может стать фламандская живопись, более известная как голландские натюрморты. Настенная роспись в стиле эпохи барокко и рококо. Эти элементы отлично сочетаются с современны м интерьерным дизайном и античной классикой.


Необарокко
псевдо-фламандская живопись на фотостенахНеобарокко, псевдо-фламандская живопись на фотостенах


Найти интересные мотивы для оформления стен можно найти в гравюрах Джованни Баттиста Пиранези. Его идеальная по графической реализации графика может стать источником для вдохновения и создания интерьеров в стиле необарокко.


Джованни Баттиста ПиранезиПиранезиДжованни Баттиста Пиранези


Отделка в стиле графики ПиранезиОтделка в стиле графики Пиранези

Заключение


В эпоху барокко было много создано уникальных инструментов, которые легли в основу массового искусства. Например, ландшафтные сады Версаля и созданная симметричная система аллей Андре Ленотра. В этот период города приобрели рациональную форму, которая стала уже основой организации городских кварталов современности. Также появилось понятие апартаментов, дома приобрели рациональность, где каждая комната была отведена под определенную функциональность. Барокко по сегодняшний день достойно конкурирует с современными оформительскими направлениями и помогает буквально преобразить интерьер.

Поделиться:

Подписка на рассылку