Дизайн интерьеров: в поисках вдохновения - сквозь время и историю. Глава 5.

Навигатор по главам: Глава 1Глава 2Глава 3Глава 4Глава 5, Глава 6Глава 7Глава 8

Европейское Возрождение: возвращение к античному искусству

Понимание дизайна во многом помогает осмысленно подойти к созданию интерьера. Путь к этому лежит через переосмысление художественных стилей и формирование глубокого понимания первоисточников. В прошлом нашем обзоре было уделено внимание готическому художественному направлению, а также истории возникновения франкского или французского художественного стиля в средневековый период. Теперь вы сможете рассказать, в каком виде искусства есть интерьер, который описывается детально, о художественных стилях и их истоках.

Готическое и франкское искусство относится к маргинальной античности – провинциальных течений, развивавшихся на периферии угасающей Римской империи благодаря народному творчеству и усилиям низшего сословия. Из-за народного переосмысления античности появились многие шедевры, художественно-оформительские стили, которые легли в основу современного дизайна помещений. В период Средневековья появилась яркая роспись на стенах того периода, удивительные готические соборы и провинциальная живопись Яна Ван Эйка.

Официальная культура пропагандировала новые средства художественного выражения, характерные для христианского искусства. Культура Императорского Рима внезапно угасла, не получив логического завершения, но дала жизнь новому европейскому искусству. Точнее будет сказать — западноевропейскому, так как Киевская Русь стала наследницей византийских традиций.

Между маргинальной античностью и Возрождением

Окончание истории Римской империи тесно связано с христианским искусством и созданием римским императором Константином универсальной монархии с новыми религиозными устоями и столицей в Константинополе (ныне Стамбул). Внезапно античный культурный пласт оказался невостребованным и порицаемым за его натуралистичность. Новая религия отрицала сексуальность и реалистичность, восхваляла аскетичный образ жизни.

Францисканская архитектура

Францисканская крепостьФранцисканская церковь в Дубровнике, Хорватия

Несмотря на отказ Римской империи от язычества и создания монархии с новыми религиозными принципами, христианское искусство не устоялось в культурном контексте и не стало базисом нового европейского искусства. Скорее это связано с провинциальным статусом Европы того периода, которая сохранила античную преемственность в переферичном переосмыслении, а по завершению довольно темного I тысячелетия нашей эры стала центром рассвета городской культуры.

Вслед за готикой началась эпоха, которую принято называть европейским Возрождением. В художественной культуре стиль, появившийся в период европейского возрождения античности, больше известен как ренессанс. Переход к новому пониманию городских устоев происходил постепенно, в течение нескольких веков.

церковь Сан-Франческо, Ассизи, ИталияБазилика в церкви Сан-Франческо, 1228 г., Ассизи, Италия

Если раннее готическое искусство еще вызывает впечатление грубого, но прекрасной мировосприятия пространства, то для поздней готики характерен возврат к реалистичным художественным образам античности. Архитектура стала более легкой и воздушной, словно наполненной светом. С помощью францисканского стиля вполне можно создать интерьер, который вдохновляет владельцев.

Хор нижней церкви Сан-ФранческоХор нижней церкви Сан-Франческо, 1128 г., Ассизи, Италия

Большинство крупных архитектурных сооружений позднего Средневековья традиционно носило религиозный характер. Принципиально новым примером переосмысленного христианского искусства считается францисканская архитектура, относящаяся к позднеготическому стилю и предваряющая период Раннего Возрождения.

Ярчайшим примером францисканской архитектуры является базилика Сан-Франческо в итальянской Ассизи. Это одно из первых сооружений Франциска. В течение всего времени строительства этой церкви шла бурная полемика между поборниками христианских идеалов бедности и нового искусства, уверенно развивающегося на античном базисе.

Францисканская архитектура распространилась по всей Европе, подчинявшейся римскому папе. Благодаря итальянским архитекторам позднее нашла свое отражение и в русской архитектуре. Во многих более поздних сооружениях хорошо проявились черты провинциального античного искусства и позднеготического периода.

нижние палаты КремляНижние палаты московского Кремля

Теремной дворец в КремлеТеремной дворец в Кремле

Элементы оформления в Юсуповском дворце Элементы оформления теремного дворца в Юсуповском дворце в Москве

Юсуповский дворецРоспись стен в Юсуповском дворце, Москва

Влияние францисканской архитектуры на развитие современных художественных стилей трудно переоценить. Интересным фактом можно считать роспись нижний базилики церкви Сан-Франческо близким другом Франческо Петрарки Симоне Мартини. Сооружение расписано с присущей Мартини элегантностью, которой Петрарка отдавал большее предпочтение даже по сравнению с живописью Джотто.

Джотто, Поцелуй ИудыДжотто, Поцелуй иуды, фрески, 1304-1306 гг., Падуя

Петрарку многие историки считают первым в истории художественным критиком. Именно он стал оценивать художественные произведения, руководствуясь основными принципами античности. Влияние Джотто ди Бодоне (1266-1337) на художественную культуру связано с появлением в его работах выраженной трехмерности.

Жизнь при дворе

Период маргинальной античности Средневековья, который сформировал во многом современное западноевропейское искусство благодаря неофициальному статусу, связан с активным применением художественно-оформительских приемов для украшения домов влиятельных лиц дворянского происхождения и купцов более низшего сословия.

Провинциальный контекст многих произведений не давал возможности отнести их к официальному художественному искусству. Культура в центре разделилась на прикладную народную и официальную.

Термы в Карловых Варах

Млынская колоннада, Термы в Карловых Варах, период Карла VI Люксембургского

При этом такое сочетание античных образов, которые многократно пересекались с первоисточником и переосмысливались на определенных территориях в духе национальных традиций, что повлекло возникновение оригинальных тенденций. В них особое участие принимали портовые города, которые в первую очередь были вовлечены в торговлю произведениями искусства и в активный обмен навыками мастерства.

Дворец Петра Арагонского

Дворец Петра Арагонского (1196-1213), вице-короля Неаполя

Ситуация, которая сложилась в тот период при Анжуйском дворе была характерна для всей Европы. При герцоге Анжуйском работали тосканские и римские художники Мартини, Джотто, Мазо, которые оказывали значительное влияние на придворные вкусы.

Еще одним центром искусства стал двор Карла VI Люксембургского, именно в его правление были созданы многие архитектурные памятники, определившие лицо Праги. Главным архитектором при дворе Карла VI был Петер Парлер из уже упоминаемой династии архитекторов Парлеров.

Вид современной Праги

Вид современной Праги

Кафедральный собор Святого Петра

Кафедральный собор Святого Петра в Праге

Дизайн в стиле замка: роспись и гобелены в интерьеры

Многие наши современники отдают предпочтение замковой тематике в оформлении, довольно слабо ориентируясь в художественных стилях. Наиболее гармонично для замкового стиля подходит готический, позднеготический, франкский стиль и францисканская архитектура. Это связано, прежде всего, с развитием придворного искусства в разделенной на мелкие государства Европы того периода.

гобелены Апокалипсис, замок Анжер

Анжуйский шедевр гобелены «Апокалипсис», замок Анжер

Анжуйский шедевр гобелены «Апокалипсис», замок Анжер

Для этих художественных направлений характерна переосмысленная античная преемственность, идеальная геометрия архитектурной композиции и элементы провинциального искусства, которые связаны также с применением росписи в на первый взгляд в неподходящей обстановке.

Художественная галерея старинного гобелена

Художественная галерея старинного гобелена, Мадрид

Еще одним оформительским элементом того периода считаются гобелены, текстильные ковры, вышитые шелком, сюжеты которых черпались из куртуазной литературы того периода. Для гобеленов были также характерны религиозные сюжеты и иконографическая выверенность. По заказу Людовика I Анжуйского в конце XVI века была создана большая серия гобеленов «Апокалипсис». Центры производства находились в Анжере и Париже (Франция), в Аррасе, Турне, Брюсселе (Фландрии).

Интерьер замка Пелишор

Интерьер замка Пелишор (модерн), Румыния, 1899—1903

Позднеготический стиль в интерьере

Позднеготический стиль в интерьере

Замковая стилистика в интерьерах

Замковая стилистика в интерьерах в текстильной отделкой на стенах

Раннее возрождение

Церковь Сан-Лоренцо

Церковь Сан-Лоренцо, XV век, Флоренция, Италия

Эпоха ренессанса начиналась незаметно и еще ничего не говорило, что уже в ближайшем будущем Европа станет центром художественной культуры небывалой выразительности. Уже в XIV веке интерес к классике (в контексте – к античному искусству) стал концептуальной основой развития европейского творческого мировоззрения.

Собирательство античных источников и подражание древним эстетическим нормам не только стало причиной возрождения античного искусства, но и способствовало глубинным культурным преобразованиям. В основу строительного образования был положен трактат «Об архитектуре» Витрувия и «Натуральная история» Плиния. На основе этого было создано учение о линейной перспективе, которое легло в основу многих произведений искусства.

Раннее возрождение в современных интерьерах

Раннее возрождение в оформлении современных апартаментов

Ключевой особенностью ренессанса стало понимание античности как древнего эстетического ориентира, именно он стал началом новой возрожденной римской и эллинистической культуры. Подражание античности способствовало небывалому рассвету европейского искусства уже в новом статусе. Наряду с эстетикой античности подчеркивалась важность городской культуры, что выделяло понимание нового искусства из античного «окружения». Также хорошо прослеживалась преемственность ренессанса и готического стиля, сильно повлиявшего на традиционные архитектурные формы.

Расписной потолок в стиле РенессансРасписной потолок в стиле ренессанс

НеоренессансНеоренессанс

5 основных признаков стиля ренессанс

  • переосмысление античных эстетических идеалов – классический стиль, связанный с возрождением древнеримской и эллинистической культуры;

  • преемственность с готическим стилем и провинциальным искусством – изящное переплетение с другими маргинальными античными направлениями;

  • легкий налет демократичности, подчеркивающий важность городской культуры;

  • стремление к уникальному образу, возрождающим элементы древней культуры;

  • натуралистичность и реалистичность античности с присущей откровенностью и неумеренной роскошью.

Интерьер в стиле ренессансИнтерьер в стиле ренессанс

Ренессанс является типичным представителем классического стиля, основанного на античном восприятии пространства. При этом в отличие от маргинальной античности, где произошла трансформация первичного искусства, для раннего Возрождения характерна идеальная интерпретация древнего искусства и его идентичное возрождение с выразительными, но доступными средствами выражения. Например, для ренессанса свойственны кесонные потолки и позолота в предметах интерьера и тканях.

В этом отношении последующие стили художественного выражения все больше теряют свое классическое лицо, сохраняя при этом незыблемый массивный античный базис. Теперь вы можете самостоятельно сделать вывод, нужно ли дизайнеру интерьера высшее образование для работы над интерьером.

Позднеготический стиль и Возрождение в современных интерьерах

Современный ренессанс от Happy Space

Стилистически идеальный современный ренессанс студии Happy Space

Современные классические интерьеры утратили чистоту классического стиля, прежде всего, благодаря потере смысловой нагрузки того или иного стиля художественного выражения, неуместного микса деталей. Более глубокое понимание стилистики помогает создавать аутентичные и авторские интерьеры, в которых традиции воспринимаются сквозь призму современного культурного понимания.

Интерьер эпохи возрожденияИнтерьер эпохи Возрождения

Важным элементом современного дизайна являются фотообои, в контексте рассматриваемой стилистики – фотообои на флизелиновой основе, имитирующие вид ткани и натуральные фактуры. Оклейка стен декоративным материалом является удачным вариантом замены росписи и гобеленов, при этом предоставляя дизайнерам широкий набор инструментов по использованию фотообоев в интерьере:

  • экофресок с изображением натуральной фактуры дикого и состаренного камня;
  • гобелена – текстильной отделки стен с куртуазными средневековыми сюжетами;
  • фото интерьеров церквей соборов и замков.

Мы поможем вам в выборе аутентичных материалов для отделки авторских и стилистически выдержанных интерьеров. Кто заказывал фотообои из наших читателей, может рассказать о работе дизайнеров.

Поделиться:

Подписка на рассылку