Дизайн интерьеров: в поисках вдохновения - сквозь время и историю. Глава 6.

Навигатор по главам: Глава 1Глава 2Глава 3Глава 4Глава 5, Глава 6Глава 7Глава 8

Эстетические ценности и идеалы Ренессанса: античное искусство в дворцовой культуре Европы (фламандское искусство и маньеризм)

Мы продолжаем свою серию, посвященную классическим интерьерам и художественным направлениям, которые помогут каждому желающему преобразить интерьер и сделать это аутентично к историческому прошлому. В этом обзоре рассматриваем три периода: непосредственно эпоху Ренессанса, предшествующий период в рамках образовавшихся художественных стилей и этап кризиса идей Возрождения. Мы постарались продемонстрировать основные идеалы величайшего искусства Европы, рассказать о его истоках и заключительном этапе на примерах художественных направлений, а также о значении этого явления для европейской цивилизации.

Для рассматриваемого периода характерно повсеместное использование росписи на стенах, фресок и гобеленов. Изумительную фактуру текстиля, богатство настенной и потолочной отделки помогут реализовать наши фотообои под старину и коллекция экофресок с фактурой камня, идеально подходящая к исследуемой эпохе.

Эпоха Ренессанса: от Императорского Рима к светскому искусству

Эпоха Ренессанса (XIV-XVI вв.) привнесла в европейскую культуру переосмысленное фундаментальное искусство античности – полностью лишенное вульгарных излишеств, лаконичное – несмотря на своих изощренные изобразительные формы, многогранное и разноликое. Определяющим фактором развития этого направления европейской культуры стало изменение роли человека в обществе к XIIXIII веку н.э. и предшествующий ему расцвет провинциального и городского изобразительного творчества.

Маргинальная античность и провинциальное искусство франков

Фрежюсский кафедральный соборДороманский стиль, правление Меровингов (франки): Фрежюсский кафедральный собор Св. Леонтия, V в. н.э., Прованс

Обособленность земель Европы и отдаленность от Рима и Константинополя в I тыс. н.э. сделала их неким форпостом и хранителем античности, которая после нескольких веков официального забвения предстала в уникальной маргинальной форме (провинциальной: с характерной для варваров орнаментальностью, грубой, но изящной реалистичностью).

Дороманский стиль

собор Святого ЛеонтияДороманский стиль, правление Меровингов (франки): Фрежюсский кафедральный собор Св. Леонтия, V в. н.э., Прованс

Провинциальное сообщество, пережившее великое переселение народов, в своеобразной форме бытового искусства противостояло официальной римской христианской доктрине, принятой в период правления императора Константина. В отдаленных территориях Европы был создан целый культурный пласт собственного понимания античности.

Капелла Карла Великого

Капелла Карла Великого в Ахене

Дороманский стиль (между поздней античностью и романским искусством), правление Каролингов: Капелла Карла Великого в Ахене, в которой нашли отражение позднеантичные и ранневизантийские мотивы, фрагмент недошедшего до нас Ахенского дворца, 792 г. н.э.

Об официальном христианском искусстве, развивавшемся в составе новой универсальной монархии и практически одномоментно прекратившем развитие культуры Императорского Рима, мы рассказывали в предыдущем обзоре. Этот период был связан с постепенным упадком Римской империи и последующим полным отказом от реалистичной изобразительности в период Средневековья и введением в официальный обиход совершенно новых эстетических идеалов.

Помещения Ахенского дворцаПомещения Ахенского дворца

Карл Великий, король франков с 768 г. н.э., претендовал на преемственность по отношению к римским и раввенским императорам. Франки объединяли древнегерманские племена и упоминаются с III в. н.э., королевство франков находилось на территории современной Франции, а впоследствии и всей Европы, объединяло ряд относительно независимых земель.

Каролингское Возрождение (фр. renaissance carolingienne, вторая половина VIII – середина IX века) – франкийское направление в живописи древнегерманских народов во времена правления династии Каролингов, включая Карла Великого.

Императорский дворец в ГослареДороманский стиль: Императорский дворец в Госларе, XI-XII вв., Оттоновское возрождение

Оттоновское возрождение относится к X-XI веку, периоду правления Саксонской династии, сделавшей значительный вклад в развитие средневековой культуры.

Между тем в отдалении от Рима, в провинции, появились новые художественные течения, основанные на переосмыслении идеалов античности. Например, франкский (французский) стиль, объединяющий меровингское, каролингское и оттоновское искусство – впоследствии в некоторой степени ставшие основой для эпохи Ренессанса, романский стиль и готика – охватившие всю Европу. К концу первого тысячелетия нашей эры начали расти города-республики, увеличилась численность городского населения – мастеровых, ремесленников и торговцев, которые также привнесли свое понимание реальности в искусство позднего Средневековья.

Церковь Св. Марии, АнглияРоманская эстетика: Церковь Св. Марии, X-XI вв., Англия

Романская эстетикаРоманская эстетика: Нотр-Дам ля Гранд, XII в., Пуатье, Франция.

Романский стиль (XI–XII вв.) предшествовал появлению готики, в поздние периоды архитектурные сооружения и интерьеры очень схожи с готическим направлением. В романской стилистике, несмотря на заимствованные античные каноны, особенно выражена суровая крепостная архитектура комплекса церквей, замков и монастырей.

Светская культура как противопоставление религиозности

Эпоха Возрождения (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от re/ri — «снова» или «заново» + nasci — «рождённый», XIV-XVI век н.э.) является заключительным этапом развития официального христианского искусства. Она напрямую связана с возвратом к античным идеалам в европейской культуре и восстановлением тысячелетней культурной традиции.

С одной стороны, возрождение античности было полностью встроено в христианское искусство позднего Средневековья. С другой стороны, под влиянием греко-римской научной парадигмы христианская доктрина постепенно уступила место новой светской культуре, ставшей фундаментальной основой современного общества и искусства Западной Европы и последующей эпохи Просвещения (начиная с XVII века), в основе которой лежали свободомыслие и рационализм.

церковь Санта Чечилия Ин Трастевере

церковь Санта Чечилия Ин ТрастевереХристианское искусство: фрески базилики церкви Санта Чечилия Ин Трастевере, V в, Рим, впоследствии интерьеры перестроены в стиле барокко

Классический стиль: многогранная античность сквозь призму европейской культуры

Эпоха Возрождения напрямую связана с появлением западного светского искусства и формированием современной культуры европейского общества. Христианская культурная традиция постепенно уступила официальные позиции возрожденной культуре и науке, которые стали основным двигателем прогресса общества.

романская эстетика в современной кухне

Романская эстетика в современной кухне

Романская базиликаДревняя романская базилика

Ренессанс как новое европейское искусство

Для эпохи Ренессанса характерно многогранное отображение эстетических идеалов античности. Это связано с провинциальными и региональными центрами развития искусства, культурной жизнью многочисленных королевских дворов Европы. Они оказали существенное влияние на формирование величайшего искусства современной мира, которое построено на следующей культурной основе:

  • трансформированных идеалов античности в период I тыс. н.э. сквозь призму провинциального, бытового народного творчества и варварского искусства (дороманский стиль, франкский (включая меровингское, каролингское и романское направление) и готический стили);

  • возрожденной античности в эпоху Возрождения (ренессанс, барокко, рококо и даже модерн в результате переосмысления образов раннего ренессанса прэрафаэлитами в XIX веке);

  • христианского искусства, основанного на идеалах скромности и бедности, а также византийской культуре.

Позднероманская стилистика в интерьереПозднероманская стилистика в современной столовой, имеет общие черты с готикой

Понимание классики в современной архитектуре

В современном понимании, к классическим интерьерам принято относить стилистику, наиболее точно отражающую античную эстетику. Между тем к классике в современном дизайне относят эстетические идеалы Ренессанса, включая стили барокко, рококо, и последующие периоды, которые наиболее ярко нашли отражение в дворцовых интерьерах. Отчасти исключение составляют только художественные направления, связывающие все европейское провинциальное искусство I тыс. н.э. в рамках маргинальной античности.

Романская архитектура в интерьереЭпоха Каролингов и романская архитектура во многом сформировали лицо современного французского стиля

Разная трактовка классики в интерьерах связана с непониманием истоков изобразительных идеалов и многократной трансформации античности в европейской культуре, породившей многие чистые художественные стили и направления. Данная тенденция проявилась ярко благодаря многочисленным региональным культурным центрам, которые зародились на атмосфере придворной культуры.

Ренессанс в интерьереРенессанс в интерьере: характерная античная монументальность и идеальные геометрические пропорции

Высокое искусство в архитектуре развивалось преимущественно при дворах, поэтому к классическим воззрениям принято относить прежде всего дворцовые интерьеры, а провинциальную античность – к городской культуре. Наша конечная цель состоит в том, чтобы показать особенности классических и неклассических стилей, которые могут иметь практическое применение в современном оформлении помещений, а также рассказать об их эстетической и изобразительной основе, современных инсталляциях, включающих фотобои в гостиной и спальной вместо росписи и фресок.

Особняк Вандербилтов, Техас, СШАСовременная инсталляция в духе французского и итальянского ренессанса в особняке Вандербилтов на озере Остин, Техас, США

Высокое Возрождение: великое светское искусство

К эпохе Возрождения обычно относят три века современной истории, с начала XIV в. в Италии и XV–XVI вв. как общеевропейское явление. На ранний Ренессанс особенно повлияло падение Византии, высокопоставленные византийцы в Европу вывезли библиотеки со большим количеством античных источников и предметов классического искусства, которые ранее не были известны европейской культуре.

Сикстинская капелла, Микеланджело

Микеланджело, Сотворение Адама, Сикстинская капелла, 1508-1512 гг.

Весь период развития принято разделять на три или четыре исторических этапа. Одним из спорных моментов считается отнесение готики и романского стиля к истокам Возрождения. Это может быть справедливым только в отношении исторической последовательности развития, но не изобразительных античных приемов, которые были трансформированы за 10 веков истории новой эры в бытность культуры франков.

Собор Святого ПетраМикеланджело, Пьета над гробом Святого Петра, собор Святого Петра, 1546-1564 гг., Ватикан

Этапы европейского Возрождения

В классическом понимании выделяют только три этапа Ренессанса: Раннее (1420-1500 гг.), Высокое (1500-1527 гг.) и Позднее Возрождение (1530-1620 гг.). Высокое Возрождение основано на творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564) и Рафаэля (1483-1520). Кризис позднего периода связывают с маньеризмом и барокко, а также с живописью Тициана и Палладио, несколько обособленно работавших во Флоренции. В некоторых районах Европы готика была распространена вплоть до появления барокко.

Нефы собора Святого ПетраНефы собора Святого Петра, 1546-1564 гг., Ватикан

Гуманизм

Характерный интерес к классическим идеалам возник в Европе еще в XIV веке, когда началось собирательство древних текстов и подражание античности. Этот этап развития повлек глубинные преобразования в культурной жизни, которые из литературных исследований гуманитарной сферы («studia humanitatis») распространились на философию и художественные направления. Именно от этого направления произошло понятие гуманизма.

Купол собора Св. ПетраМикеланджело, купол собора Святого Петра, 1546-1564, Ватикан

С самого начала своего зарождения гуманизм стал общеевропейским явлением. Может быть странным для современников, но основным инициатором распространения свободомыслия, которое рассматривалось в основе этого течения, была именно католическая церковь. Регулярно созываемые вселенские Соборы способствовали культурному обмену между кардиналами и высокопоставленными придворными и распространению по Европе классических кодексов (античных) и открытий в области науки и искусства.

Папский дворец Ватикана

Папский дворец ВатиканаРафаэль, Афинская школа, Станцы Рафаэля, Папский дворец Ватикана

Влияние католической церкви на Возрождение

Фактически церковь способствовала появлению новой мировоззренческой идеологии и была движущим фактором развития культуры и искусств. Из Италии новые тенденции стали постепенно проникать в Западную и Северную Европу. Античная манера полностью победила причудливую готику, позаимствовав только архитектурные элементы, но полностью подменив их сущность. В этот период появились разработки в области перспективы и композиции. Культура франков вслед за Италией стала тяготеть к реалистичному воспроизведению действительности.

ТицианТициан, Любовь земная и Любовь небесная, 1514 г.

Фламандский путь

Итальянский Ренессанс не так однороден, как может показаться на первый взгляд. Особое место в истории Возрождения занимает фламандское и испанское искусство, где реалистичность живописи доходила до фотографической чёткости. В тот период рисунок стал новым языком реальности, он проникал повсюду и отражал все детали действительности.

Страшный судРогир ван дер Вейден, Страшный суд, 1445-1450 гг.

Во фламандской концепции цвет начинает выступать как идеальное изобразительное средство и позволяет достичь мастерам невероятного уровня психологизма и способов выражения. Художественное творчество этого периода не только достигло фотографической точности, но и «репортажной» эмоциональности. С тех пор цвет и детали стали основным способом формирования пространства особой смысловой реальности.

Рогир Ван дер ВейденРогир Ван дер Вейден, Портрет дамы, 1460 г.

Камера Дельи Спози

Камера Дельи СпозиАндреа Мантенья, Камера Дельи Спози

Изобретения Высокого Возрождения

К наследию Высокого Возрождения можно отнести изобретение типа городского дворца, виллы в качестве усадьбы с палаццо и садом, преобразованные формы церквей, в них проникли сюжеты из жизни прихожан, на фресках можно лицезреть лица многих высокопоставленных придворных. Религиозные образы стали ближе и демократичнее. Ренессансу современная культура также обязана рационально организованными кварталами идеального города.

Церковь Санта-Мария НовеллаДоменико Гирландайо, Смерть Крестителя, фреска, Церковь Санта-Мария Новелла, 1486-1490 гг.

Доменико Гирландайо, фрескаДоменико Гирландайо, Захария пишет имя Иоанна, фреска, Церковь Санта-Мария Новелла, 1486-1490 гг.

Манера как логическое завершение классической традиции

Реалистичность живописных произведений, практически фотографическая точность и возможность самовыражения в форме психологизма и изобразительной выразительности в итоге привела к кризису Ренессанса. Античная ордерная система начала уступать место в живописи и архитектуре средствам, нарушающим классические каноны. На смену стилю эпохи Возрождения приходит маньеризм (от «манера»), который некоторые искусствоведы сравнивают с нервным искусством, где эмоция преобладает над средствами изобразительного выражения. Первые эксперименты над античными канонами были характерны и для живописи Рафаэля, более явно они проявились у его учеников, например, Джулио Романо.

Джулио РоманоДжулио Романо (1499-1546), Любовники

В современном понимании речь идет об использовании в живописном образе перформансов, которые нарушением канонов преследуют одну цель – найти принципиально новую и идеальную художественную форму. Нарушения в маньеризме касались не только античных изобразительных принципов, они выражались в нарушении этических форм, поведения и способов их выражения.

Филлипо БрунеллескмФиллипо Брунеллески, Санта Мария дель Фьоре, 1420-1434 гг., Флоренция

Поиски новых форм самовыражения художников тесно связаны с обретением индивидуальной манеры в живописи, в которой эмоциональный фактор играет основную роль. С появлением маньеризма классическая античная традиция логически завершила свою историю, создав фундаментальную культурную основу для формирования современного искусства. Это произошло спустя тысячелетие после падения Римской империи и логически завершило историю античности.

Заключение

В конце нашего обзора будет уместно сделать отступление и вернуться к придворному творчеству, которое было движущим фактором в развитии. Если официальная культура по традиции было связана со строительством и оформлением религиозных сооружений, то придворное искусство создавалось с прикладными и личными целями. Династии Габсбургов, Валуа, высокопоставленные придворные занимались строительством собственных резиденций, которые стали классикой интерьерного стиля. Довольно быстро интерьерные эксперименты переросли в маньеризм, оставив позади античную традицию. Именно этой теме будет посвящен следующий наш рассказ.

Четыре признака для идеального интерьера в романском стиле, ренессансе и маньеризме

В завершение, вниманию читателей предлагается наша традиционная рубрика, посвященная теме, как преобразить интерьер и сделать дизайн, который вдохновляет. Сегодняшняя практическая тема связана сразу с тремя стилями: романским, ренессансом и маньеризмом. Рассмотрим, как сделать авторский дизайн, опять же используя фотообои в интерьере. К основным признакам стилей относятся следующие элементы.

Романский стиль:

  • арки и своды на потолке и стенах;

  • архитектурные традиции имеют античную основу;

  • характерная крепостная архитектура;

  • грубая отделка стен, фрески на стенах, однотонный недорогой текстиль, иногда с грубой фактурой.

Мы предлагаем фотообои под фреску, реалистичные постеры аутентичных интерьеров, а также экофрески с каменной кладкой.

Салон в романском стиле

Салон в романском стиле

Ренессанс:

  • кессонные потолки;

  • античные архитектурные традиции;

  • монументальность;

  • отделка стен росписью, классическим гипсовым декором, гобеленами, контрастный «тяжелый» текстиль (красный, бордо, синий, зеленый).

Мы предлагаем фотообои с живописью Ватикана и дворцов Европы, имитацию гобеленов, орнаментальную отделку стен росписью.

Итальянский ренессанс в оформлении гостинной

Итальянский ренессанс в оформлении гостиной

Маньеризм:

  • «пространственные» потолки;

  • неклассическая архитектура, нарушающая античные кодексы;

  • несочетаемость или контрастность элементов интерьера;

  • отделка стен текстилем, гипсовым декором и гобеленами.

Мы предлагаем фотообои на потолок с фресками периода ренессанса, текстильные обои с орнаментами, гобелены, а также фотографии интерьеров в большом разрешении.

Замок ХерренкимзееЗамок Херренкимзее, Зальцбург

Поделиться:

Подписка на рассылку