Дизайн интерьеров: в поисках вдохновения - сквозь время и историю. Глава 6.
Навигатор по главам: Глава 1, Глава 2, Глава 3, Глава 4, Глава 5, Глава 6, Глава 7, Глава 8
Эстетические ценности и идеалы Ренессанса: античное искусство в дворцовой культуре Европы (фламандское искусство и маньеризм)
- Эпоха Ренессанса: от Императорского Рима к светскому искусству
- - Маргинальная античность и провинциальное искусство франков
- - Светская культура как противопоставление религиозности
- Классический стиль: многогранная античность сквозь призму европейской культуры
- - Ренессанс как новое европейское искусство
- - Понимание классики в современной архитектуре
- Высокое Возрождение: великое светское искусство
- - Этапы европейского Возрождения
- - Гуманизм
- - Влияние католической церкви на Возрождение
- Фламандский путь
- Изобретения Высокого Возрождения
- Манера как логическое завершение классической традиции
- Заключение
- - Четыре признака для идеального интерьера в романском стиле, ренессансе и маньеризме
Мы продолжаем свою серию, посвященную классическим интерьерам и художественным направлениям, которые помогут каждому желающему преобразить интерьер и сделать это аутентично к историческому прошлому. В этом обзоре рассматриваем три периода: непосредственно эпоху Ренессанса, предшествующий период в рамках образовавшихся художественных стилей и этап кризиса идей Возрождения. Мы постарались продемонстрировать основные идеалы величайшего искусства Европы, рассказать о его истоках и заключительном этапе на примерах художественных направлений, а также о значении этого явления для европейской цивилизации.
Для рассматриваемого периода характерно повсеместное использование росписи на стенах, фресок и гобеленов. Изумительную фактуру текстиля, богатство настенной и потолочной отделки помогут реализовать наши фотообои под старину и коллекция экофресок с фактурой камня, идеально подходящая к исследуемой эпохе.
Эпоха Ренессанса: от Императорского Рима к светскому искусству
Эпоха Ренессанса (XIV-XVI вв.) привнесла в европейскую культуру переосмысленное фундаментальное искусство античности – полностью лишенное вульгарных излишеств, лаконичное – несмотря на своих изощренные изобразительные формы, многогранное и разноликое. Определяющим фактором развития этого направления европейской культуры стало изменение роли человека в обществе к XII–XIII веку н.э. и предшествующий ему расцвет провинциального и городского изобразительного творчества.
Маргинальная античность и провинциальное искусство франков
Дороманский стиль, правление Меровингов (франки): Фрежюсский кафедральный собор Св. Леонтия, V в. н.э., Прованс
Обособленность земель Европы и отдаленность от Рима и Константинополя в I тыс. н.э. сделала их неким форпостом и хранителем античности, которая после нескольких веков официального забвения предстала в уникальной маргинальной форме (провинциальной: с характерной для варваров орнаментальностью, грубой, но изящной реалистичностью).
Дороманский стиль, правление Меровингов (франки): Фрежюсский кафедральный собор Св. Леонтия, V в. н.э., Прованс
Провинциальное сообщество, пережившее великое переселение народов, в своеобразной форме бытового искусства противостояло официальной римской христианской доктрине, принятой в период правления императора Константина. В отдаленных территориях Европы был создан целый культурный пласт собственного понимания античности.
Дороманский стиль (между поздней античностью и романским искусством), правление Каролингов: Капелла Карла Великого в Ахене, в которой нашли отражение позднеантичные и ранневизантийские мотивы, фрагмент недошедшего до нас Ахенского дворца, 792 г. н.э.
Об официальном христианском искусстве, развивавшемся в составе новой универсальной монархии и практически одномоментно прекратившем развитие культуры Императорского Рима, мы рассказывали в предыдущем обзоре. Этот период был связан с постепенным упадком Римской империи и последующим полным отказом от реалистичной изобразительности в период Средневековья и введением в официальный обиход совершенно новых эстетических идеалов.
Помещения Ахенского дворца
Карл Великий, король франков с 768 г. н.э., претендовал на преемственность по отношению к римским и раввенским императорам. Франки объединяли древнегерманские племена и упоминаются с III в. н.э., королевство франков находилось на территории современной Франции, а впоследствии и всей Европы, объединяло ряд относительно независимых земель.
Каролингское Возрождение (фр. renaissance carolingienne, вторая половина VIII – середина IX века) – франкийское направление в живописи древнегерманских народов во времена правления династии Каролингов, включая Карла Великого.
Дороманский стиль: Императорский дворец в Госларе, XI-XII вв., Оттоновское возрождение
Оттоновское возрождение относится к X-XI веку, периоду правления Саксонской династии, сделавшей значительный вклад в развитие средневековой культуры.
Между тем в отдалении от Рима, в провинции, появились новые художественные течения, основанные на переосмыслении идеалов античности. Например, франкский (французский) стиль, объединяющий меровингское, каролингское и оттоновское искусство – впоследствии в некоторой степени ставшие основой для эпохи Ренессанса, романский стиль и готика – охватившие всю Европу. К концу первого тысячелетия нашей эры начали расти города-республики, увеличилась численность городского населения – мастеровых, ремесленников и торговцев, которые также привнесли свое понимание реальности в искусство позднего Средневековья.
Романская эстетика: Церковь Св. Марии, X-XI вв., Англия
Романская эстетика: Нотр-Дам ля Гранд, XII в., Пуатье, Франция.
Романский стиль (XI–XII вв.) предшествовал появлению готики, в поздние периоды архитектурные сооружения и интерьеры очень схожи с готическим направлением. В романской стилистике, несмотря на заимствованные античные каноны, особенно выражена суровая крепостная архитектура комплекса церквей, замков и монастырей.
Светская культура как противопоставление религиозности
Эпоха Возрождения (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от re/ri — «снова» или «заново» + nasci — «рождённый», XIV-XVI век н.э.) является заключительным этапом развития официального христианского искусства. Она напрямую связана с возвратом к античным идеалам в европейской культуре и восстановлением тысячелетней культурной традиции.
С одной стороны, возрождение античности было полностью встроено в христианское искусство позднего Средневековья. С другой стороны, под влиянием греко-римской научной парадигмы христианская доктрина постепенно уступила место новой светской культуре, ставшей фундаментальной основой современного общества и искусства Западной Европы и последующей эпохи Просвещения (начиная с XVII века), в основе которой лежали свободомыслие и рационализм.
Христианское искусство: фрески базилики церкви Санта Чечилия Ин Трастевере, V в, Рим, впоследствии интерьеры перестроены в стиле барокко
Классический стиль: многогранная античность сквозь призму европейской культуры
Эпоха Возрождения напрямую связана с появлением западного светского искусства и формированием современной культуры европейского общества. Христианская культурная традиция постепенно уступила официальные позиции возрожденной культуре и науке, которые стали основным двигателем прогресса общества.
Романская эстетика в современной кухне
Древняя романская базилика
Ренессанс как новое европейское искусство
Для эпохи Ренессанса характерно многогранное отображение эстетических идеалов античности. Это связано с провинциальными и региональными центрами развития искусства, культурной жизнью многочисленных королевских дворов Европы. Они оказали существенное влияние на формирование величайшего искусства современной мира, которое построено на следующей культурной основе:
-
трансформированных идеалов античности в период I тыс. н.э. сквозь призму провинциального, бытового народного творчества и варварского искусства (дороманский стиль, франкский (включая меровингское, каролингское и романское направление) и готический стили);
-
возрожденной античности в эпоху Возрождения (ренессанс, барокко, рококо и даже модерн в результате переосмысления образов раннего ренессанса прэрафаэлитами в XIX веке);
-
христианского искусства, основанного на идеалах скромности и бедности, а также византийской культуре.
Позднероманская стилистика в современной столовой, имеет общие черты с готикой
Понимание классики в современной архитектуре
В современном понимании, к классическим интерьерам принято относить стилистику, наиболее точно отражающую античную эстетику. Между тем к классике в современном дизайне относят эстетические идеалы Ренессанса, включая стили барокко, рококо, и последующие периоды, которые наиболее ярко нашли отражение в дворцовых интерьерах. Отчасти исключение составляют только художественные направления, связывающие все европейское провинциальное искусство I тыс. н.э. в рамках маргинальной античности.
Эпоха Каролингов и романская архитектура во многом сформировали лицо современного французского стиля
Разная трактовка классики в интерьерах связана с непониманием истоков изобразительных идеалов и многократной трансформации античности в европейской культуре, породившей многие чистые художественные стили и направления. Данная тенденция проявилась ярко благодаря многочисленным региональным культурным центрам, которые зародились на атмосфере придворной культуры.
Ренессанс в интерьере: характерная античная монументальность и идеальные геометрические пропорции
Высокое искусство в архитектуре развивалось преимущественно при дворах, поэтому к классическим воззрениям принято относить прежде всего дворцовые интерьеры, а провинциальную античность – к городской культуре. Наша конечная цель состоит в том, чтобы показать особенности классических и неклассических стилей, которые могут иметь практическое применение в современном оформлении помещений, а также рассказать об их эстетической и изобразительной основе, современных инсталляциях, включающих фотобои в гостиной и спальной вместо росписи и фресок.
Современная инсталляция в духе французского и итальянского ренессанса в особняке Вандербилтов на озере Остин, Техас, США
Высокое Возрождение: великое светское искусство
К эпохе Возрождения обычно относят три века современной истории, с начала XIV в. в Италии и XV–XVI вв. как общеевропейское явление. На ранний Ренессанс особенно повлияло падение Византии, высокопоставленные византийцы в Европу вывезли библиотеки со большим количеством античных источников и предметов классического искусства, которые ранее не были известны европейской культуре.
Микеланджело, Сотворение Адама, Сикстинская капелла, 1508-1512 гг.
Весь период развития принято разделять на три или четыре исторических этапа. Одним из спорных моментов считается отнесение готики и романского стиля к истокам Возрождения. Это может быть справедливым только в отношении исторической последовательности развития, но не изобразительных античных приемов, которые были трансформированы за 10 веков истории новой эры в бытность культуры франков.
Микеланджело, Пьета над гробом Святого Петра, собор Святого Петра, 1546-1564 гг., Ватикан
Этапы европейского Возрождения
В классическом понимании выделяют только три этапа Ренессанса: Раннее (1420-1500 гг.), Высокое (1500-1527 гг.) и Позднее Возрождение (1530-1620 гг.). Высокое Возрождение основано на творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564) и Рафаэля (1483-1520). Кризис позднего периода связывают с маньеризмом и барокко, а также с живописью Тициана и Палладио, несколько обособленно работавших во Флоренции. В некоторых районах Европы готика была распространена вплоть до появления барокко.
Нефы собора Святого Петра, 1546-1564 гг., Ватикан
Гуманизм
Характерный интерес к классическим идеалам возник в Европе еще в XIV веке, когда началось собирательство древних текстов и подражание античности. Этот этап развития повлек глубинные преобразования в культурной жизни, которые из литературных исследований гуманитарной сферы («studia humanitatis») распространились на философию и художественные направления. Именно от этого направления произошло понятие гуманизма.
Микеланджело, купол собора Святого Петра, 1546-1564, Ватикан
С самого начала своего зарождения гуманизм стал общеевропейским явлением. Может быть странным для современников, но основным инициатором распространения свободомыслия, которое рассматривалось в основе этого течения, была именно католическая церковь. Регулярно созываемые вселенские Соборы способствовали культурному обмену между кардиналами и высокопоставленными придворными и распространению по Европе классических кодексов (античных) и открытий в области науки и искусства.
Рафаэль, Афинская школа, Станцы Рафаэля, Папский дворец Ватикана
Влияние католической церкви на Возрождение
Фактически церковь способствовала появлению новой мировоззренческой идеологии и была движущим фактором развития культуры и искусств. Из Италии новые тенденции стали постепенно проникать в Западную и Северную Европу. Античная манера полностью победила причудливую готику, позаимствовав только архитектурные элементы, но полностью подменив их сущность. В этот период появились разработки в области перспективы и композиции. Культура франков вслед за Италией стала тяготеть к реалистичному воспроизведению действительности.
Тициан, Любовь земная и Любовь небесная, 1514 г.
Фламандский путь
Итальянский Ренессанс не так однороден, как может показаться на первый взгляд. Особое место в истории Возрождения занимает фламандское и испанское искусство, где реалистичность живописи доходила до фотографической чёткости. В тот период рисунок стал новым языком реальности, он проникал повсюду и отражал все детали действительности.
Рогир ван дер Вейден, Страшный суд, 1445-1450 гг.
Во фламандской концепции цвет начинает выступать как идеальное изобразительное средство и позволяет достичь мастерам невероятного уровня психологизма и способов выражения. Художественное творчество этого периода не только достигло фотографической точности, но и «репортажной» эмоциональности. С тех пор цвет и детали стали основным способом формирования пространства особой смысловой реальности.
Рогир Ван дер Вейден, Портрет дамы, 1460 г.
Андреа Мантенья, Камера Дельи Спози
Изобретения Высокого Возрождения
К наследию Высокого Возрождения можно отнести изобретение типа городского дворца, виллы в качестве усадьбы с палаццо и садом, преобразованные формы церквей, в них проникли сюжеты из жизни прихожан, на фресках можно лицезреть лица многих высокопоставленных придворных. Религиозные образы стали ближе и демократичнее. Ренессансу современная культура также обязана рационально организованными кварталами идеального города.
Доменико Гирландайо, Смерть Крестителя, фреска, Церковь Санта-Мария Новелла, 1486-1490 гг.
Доменико Гирландайо, Захария пишет имя Иоанна, фреска, Церковь Санта-Мария Новелла, 1486-1490 гг.
Манера как логическое завершение классической традиции
Реалистичность живописных произведений, практически фотографическая точность и возможность самовыражения в форме психологизма и изобразительной выразительности в итоге привела к кризису Ренессанса. Античная ордерная система начала уступать место в живописи и архитектуре средствам, нарушающим классические каноны. На смену стилю эпохи Возрождения приходит маньеризм (от «манера»), который некоторые искусствоведы сравнивают с нервным искусством, где эмоция преобладает над средствами изобразительного выражения. Первые эксперименты над античными канонами были характерны и для живописи Рафаэля, более явно они проявились у его учеников, например, Джулио Романо.
Джулио Романо (1499-1546), Любовники
В современном понимании речь идет об использовании в живописном образе перформансов, которые нарушением канонов преследуют одну цель – найти принципиально новую и идеальную художественную форму. Нарушения в маньеризме касались не только античных изобразительных принципов, они выражались в нарушении этических форм, поведения и способов их выражения.
Филлипо Брунеллески, Санта Мария дель Фьоре, 1420-1434 гг., Флоренция
Поиски новых форм самовыражения художников тесно связаны с обретением индивидуальной манеры в живописи, в которой эмоциональный фактор играет основную роль. С появлением маньеризма классическая античная традиция логически завершила свою историю, создав фундаментальную культурную основу для формирования современного искусства. Это произошло спустя тысячелетие после падения Римской империи и логически завершило историю античности.
Заключение
В конце нашего обзора будет уместно сделать отступление и вернуться к придворному творчеству, которое было движущим фактором в развитии. Если официальная культура по традиции было связана со строительством и оформлением религиозных сооружений, то придворное искусство создавалось с прикладными и личными целями. Династии Габсбургов, Валуа, высокопоставленные придворные занимались строительством собственных резиденций, которые стали классикой интерьерного стиля. Довольно быстро интерьерные эксперименты переросли в маньеризм, оставив позади античную традицию. Именно этой теме будет посвящен следующий наш рассказ.
Четыре признака для идеального интерьера в романском стиле, ренессансе и маньеризме
В завершение, вниманию читателей предлагается наша традиционная рубрика, посвященная теме, как преобразить интерьер и сделать дизайн, который вдохновляет. Сегодняшняя практическая тема связана сразу с тремя стилями: романским, ренессансом и маньеризмом. Рассмотрим, как сделать авторский дизайн, опять же используя фотообои в интерьере. К основным признакам стилей относятся следующие элементы.
Романский стиль:
-
арки и своды на потолке и стенах;
-
архитектурные традиции имеют античную основу;
-
характерная крепостная архитектура;
-
грубая отделка стен, фрески на стенах, однотонный недорогой текстиль, иногда с грубой фактурой.
Мы предлагаем фотообои под фреску, реалистичные постеры аутентичных интерьеров, а также экофрески с каменной кладкой.
Салон в романском стиле
Ренессанс:
-
кессонные потолки;
-
античные архитектурные традиции;
-
монументальность;
-
отделка стен росписью, классическим гипсовым декором, гобеленами, контрастный «тяжелый» текстиль (красный, бордо, синий, зеленый).
Мы предлагаем фотообои с живописью Ватикана и дворцов Европы, имитацию гобеленов, орнаментальную отделку стен росписью.
Итальянский ренессанс в оформлении гостиной
Маньеризм:
-
«пространственные» потолки;
-
неклассическая архитектура, нарушающая античные кодексы;
-
несочетаемость или контрастность элементов интерьера;
-
отделка стен текстилем, гипсовым декором и гобеленами.
Мы предлагаем фотообои на потолок с фресками периода ренессанса, текстильные обои с орнаментами, гобелены, а также фотографии интерьеров в большом разрешении.
Замок Херренкимзее, Зальцбург